Гимназия №6, г.Лангепас, ХМАО-Югра

ул.Мира, 28, корпус Б
Директор / Приемная

+ 7(34669)2-66-66

director@gimnazy6.ru
Все контакты
Задать вопрос

Версия для слабовидящих

Развитие ИОС


Проект  «Развитие информационно-образовательной среды гимназии на основе интеграции
современных педагогических технологий и НИТ»

Актуальность проекта

Новые информационные технологии обучения (НИТ) – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является персональный компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и интерактивные средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В соответствии с общепринятым  взглядом (И.В.Роберт, 1994; Д.Ш.Матрос, 2004 и др.) НИТ включают в себя программированное обучение, интерактивное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации, виртуальные лаборатории, использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и др.

ИКТ и НИТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой современные педагогические технологии. Административные программы компьютеризации и информатизации образования – это средства для повышения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации образования и самообразования.

Сегодня процесс информатизации образования ведется по нескольким направлениям: насыщение школ дополнительным цифровым оборудованием (цифровым видео и звуковым оборудованием, интерактивными досками (насадками), периферийным компьютерным оборудованием и др.), специализированным программным обеспечением (электронными учебниками, виртуальными лабораториями, цифровыми образовательными ресурсами, справочниками и пр.) и разработкой и внедрением методик использования всего спектра ИКТ, НИТ, ЦОР в образовательном процессе. На следующих этапах информатизации нас ожидает автоматизация всех процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Концептуальная идея проекта

Цель проекта – развитие имеющейся информационно-образовательной среды каждого учащегося и учителя, работающего в гимназии, в том числе через введение модели «1 ученик: 1 компьютер». Основная задача - индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс по содержанию для оперативного реагирования на запросы учащегося и возникающие проблемы в обучении.

Позитивные изменения в образовательной среде необратимы в случае системного использования НИТ в интеграции с современными педагогическими технологиями.

Использование проекционного оборудования (проектор, компьютер, документ-камера)

Применение проекционного оборудования на учебных занятиях направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Это вносит в известные методы обучения  специфические моменты:

- объяснительно-иллюстративный метод (предусматривает применение  экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов; развивается логическое мышление, а в процессе демонстрации презентаций приобретается опыт публичных выступлений; позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия);

метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся на основе диагональной схемы занятия (позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся - тематические и итоговые тесты,
интерактивные тренажеры для развития навыков сдачи экзаменов и др., что дает возможность в режиме реального времени выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации).

На сегодняшний день в гимназии для полного 100 % оснащения рабочих мест учителей данным стационарным оборудованием необходимо приобрести 7 проекторов (2009 г.), что позволит повысить на 30 % уровень обученности учащихся (по мнению российских экспертов).

В результате отработанных методик организации учебных занятий учителями гимназии и по мере запроса учителей города организуем распространение разработок учебных занятий, образовательных событий, а также стажировки учителей по работе с проекционным оборудованием, обобщение опыта (статьи) с публикацией в предметных журналах (в том числе окружных).

Введение в практику работы учителей гимназии интерактивной доски (ИД)

Положительные стороны использования ИД в образовательном процессе

для учителя

1. Существенно повышается уровень информационной компетенции учителей.
2. ИД помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
3. У учителя появляется возможность моделировать различные процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске.
4. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
5. Всю проведенную в ходе учебного занятия работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
6. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.

для учащегося

1. ИД соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
2. Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий.
3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
4. Интерактивная доска позволяет сделать учебное занятие более динамичным, информативным; постоянно развивать информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
5. ИД выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Перед классом, работая с доской, стоит один человек, а благодаря ее размерам участниками разворачивающегося процесса чувствуют себя все. Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в учебном кабинете мероприятия, в которых участвуют все присутствующие.

Обеспечение учителей интерактивными программными комплексами фонда «Институт интеллектуальных технологий». Использование интерактивных программных комплексов при разработке учебных занятий поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учащихся в классе.

Полимедийный кабинет

В состав  оборудования класса входит мобильный компьютерный класс (12 ноутбуков с тележкой-сейфом), интерактивное и проекционное оборудование. Профессиональная плазменная панель дает изображение очень высокого качества. При желании, учитель может использовать ее либо автономно, либо в комплексе с интерактивной доской. На панель можно выводить изображение с различных источников: с компьютера, с DVD, с документ-камеры, кабельного TV, других источников видеосигнала. Все что отображается на плазменной панели может, при необходимости, одновременно транслироваться короткофокусным проектором высокой яркости и четкости на интерактивную доску. А интерактивная доска, как известно, - очень удобный и высокотехнологичный  дидактический инструмент в руках грамотного учителя. Рабочее место учителя, помимо ноутбука, оборудовано интерактивным дисплеем Sympodium. Такой дисплей, установленный за кафедрой учителя, дает ему возможность управлять компьютером, интерактивной доской и другим оборудованием класса посредством специального маркера, перемещаемого докладчиком по экрану дисплея. Система опроса и голосования включает 24 пульта и позволяет учителю организовать в реальном времени интерактивный опрос и в считанные секунды получить обработанные и представленные в виде графиков или диаграмм результаты. Пять интерактивных графических планшетов позволяют организовать работу так, что ученик может полностью управлять интерактивной доской, не вставая со своего места.

Возможности оборудования класса позволяют существенно повысить эффективность использования прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов  обучения, цифровых образовательных ресурсов нового поколения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному  мировому уровню.

Поливалентный актовый зал

В состав оборудования поливалентного актового зала входит современное интерактивное оборудование SMART, системы управления, система опроса и голосования, звуковое оборудование, документ-камера, рельсовые системы, центральный экран и мощный проектор, система видеоконференцсвязи,  система спутникового телевидения, дублирующие профессиональные плазменные панели.

Актовый зал является многовариантным и универсальным. Он позволит нам проводить телемосты с ведущими высшими учебными заведениями России,  реализовать все тематические нагрузки и организовать нестандартные формы обучения, как, например, аудио-визуальные брейн-ринги.  Актовый зал станет основой для перехода к использованию дистанционных, лекционных и других форм обучения, соответствующих новой модели российского образования.

Эффективное использование преподавателем всех возможностей новых цифровых технологии жизненно важно для современного конкурентного образовательного процесса. Сегодня можно говорить об уникальной роли личности учителя в образовательном процессе. От массового внедрения одинакового компьютерного оборудования в школы, через групповые разработки программных приложений мы подошли к индивидуальному проектированию и накоплению опыта преподавания. После закупки и подключения новых устройств, после установки новых программ ИКТ, НИТ и ИД естественно войдут в образовательный процесс, при условии активной постоянной работы учителя, накопления им методических идей, разработок и совершенствования навыков работы с современным оборудованием, а также отслеживания эффективности его использования в ОП.

 Участники проекта

- педагогический коллектив гимназии
- администрация гимназии
- учащиеся гимназии
- аналитический центр, отслеживающий эффективность внедрения НИТ в ОП
- педагогические коллективы ОУ города

Результаты проекта:

- расширение информационно-образовательного пространства каждого учащегося («школа без стен»)
- изменение содержания образования за счет применения уже разработанных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и разрабатываемых вновь электронных учебных модулей (ЭУМ)
- мобильный учащийся, владеющий новыми способами работы с различными видами информации в расширенной информационно-образовательной среде (ресурсы локальной сети гимназии, сайтов учителей гимназии, городской образовательной сети, сети Интернет, ресурсы дистанционных образовательных центров, школ и т.д.)
- создание новой педагогической практики мобильного учителя, учителя-тьютора
- новые способы  взаимодействия между учеником и учителем
- повышение уровня информационной грамотности ученика и информационной культуры учителя
- позитивные изменения качества образования
- повышение эффективности труда педагога
- обобщение опыта использования современного цифрового, интерактивного оборудования и предъявление на различных носителях (буклеты, публикации в педагогической прессе, сайты и др.)

Критерии успешности проекта:

- уровень образовательной мотивации каждого учащегося (в том числе через участие в дистанционных образовательных проектах)
- уровень  сформированности  информационно-коммуникационной компетентности учащегося и информационной культуры учителя
- уровень обученности по предметам
- доля учащихся, владеющих новыми способами работы с различными видами информации  в модели «1 ученик: 1 компьютер»
- эффективность применения уже разработанных  ЦОР и разрабатываемых вновь электронных учебных модулей (ЭУМ) в ОП, в том числе в модели «1 ученик: 1 компьютер».