Гимназия №6, г.Лангепас, ХМАО-Югра

ул.Мира, 28, корпус Б
Директор / Приемная

+ 7(34669)2-66-66

director@gimnazy6.ru
Все контакты
Задать вопрорс

Версия для слабовидящих

Формирование УУД

Проект «Формирование универсальных учебных действий младшего школьника»

Основные положения проекта

Проблема/актуальность/обоснование проекта

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Актуальность разработки и реализации проекта диктуется следующими обстоятельствами:

- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью  оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая.

- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности  ступеней  образовательной системы. Стихийность  и зачастую непрогнозируемость  результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих  компетентность  «умения учиться».

- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

Значение универсальных учебных действий для обучения

  • Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».
  • Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением
  • Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.
  • Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию
  • Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения
  • Формирование осознанности и критичности учебных действий

Гипотеза

Внедрение программы развития УУД позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе и обеспечит оптимальный уровень преемственности межу начальным и средним общим образованием в гимназии.

Цель проекта

Разработать и реализовать модель/систему/программу формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Задачи

  1. Осуществить объективную оценку уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования посредством организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
  2. Создать систему деятельности педагогов по реализации проекта в образовательном учреждении.
  3. Конкретизировать требования к результатам  начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.
  4. Разработать систему использования ИКТ (в частности) и информационно-образовательной среды гимназии (в целом) для реализации поставленной цели.
  5. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (со-регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).

6.    Определить связи УУД с содержанием предметных дисциплин, в рамках которых могут быть оптимально сформированы конкретные виды универсальных учебных действий младшего школьника.

  1. Организовать родительский всеобуч по формированию УУД первоклассника, второклассника, третьеклассника и выпускника начальной школы. Разработать  систему рекомендаций  памяток для родителей.
  2. Создать систему мониторинга  формирования УУД обучающихся каждого года обучения с опорой на разработанные типичные задачи по программе Асмолова А. Г.
  3. Сформировать систему задач, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД.
  4. Провести обобщение опыта формирования УУД младших школьников в течение каждого года обучения в начальной школе.
  5. Обобщить результаты исследований педагогов в ходе реализации проекта.

Ожидаемый результат реализации проекта

- для педагога: 

Программа

  • обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в  начальной школе, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных программ,
  • конкретизирует требования к результатам  начального общего образования,
  • обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования. 

- для обучающихся – результаты развития УУД:

  • адекватная школьная мотивация;
  • мотивация достижения;
  • развитие основ гражданской идентичности;
  • формирование рефлексивной адекватной самооценки;
  • функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
  • развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
  • формирование внутреннего плана действия;
  • развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.