Формирование УУД
Проект «Формирование универсальных учебных действий младшего школьника»
Основные положения проекта
Проблема/актуальность/обоснование проекта
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Ранее главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Актуальность разработки и реализации проекта диктуется следующими обстоятельствами:
- необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации и никак не может быть предоставлена воле случая.
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Значение универсальных учебных действий для обучения
-
Создание возможностей обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Формирование адекватной оценки учащимся границ «знания» и «незнания».
-
Обеспечение высокой самоэффективности в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением
-
Достижение высокой успешности в усвоении учебного содержания.
-
Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию
-
Развитие способности действовать в уме, «отрывать» слово от предмета; достижение нового уровня обобщения
-
Формирование осознанности и критичности учебных действий
Гипотеза
Внедрение программы развития УУД позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе и обеспечит оптимальный уровень преемственности межу начальным и средним общим образованием в гимназии.
Цель проекта
Разработать и реализовать модель/систему/программу формирования совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Задачи
-
Осуществить объективную оценку уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования посредством организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
-
Создать систему деятельности педагогов по реализации проекта в образовательном учреждении.
-
Конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание учебно-воспитательных программ.
-
Разработать систему использования ИКТ (в частности) и информационно-образовательной среды гимназии (в целом) для реализации поставленной цели.
-
Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действий (со-регуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
6. Определить связи УУД с содержанием предметных дисциплин, в рамках которых могут быть оптимально сформированы конкретные виды универсальных учебных действий младшего школьника.
-
Организовать родительский всеобуч по формированию УУД первоклассника, второклассника, третьеклассника и выпускника начальной школы. Разработать систему рекомендаций памяток для родителей.
-
Создать систему мониторинга формирования УУД обучающихся каждого года обучения с опорой на разработанные типичные задачи по программе Асмолова А. Г.
-
Сформировать систему задач, решение которых обеспечивает формирование заданных свойств УУД.
-
Провести обобщение опыта формирования УУД младших школьников в течение каждого года обучения в начальной школе.
-
Обобщить результаты исследований педагогов в ходе реализации проекта.
Ожидаемый результат реализации проекта
- для педагога:
Программа
-
обеспечит инновационное планирование образовательного процесса в начальной школе, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных программ,
-
конкретизирует требования к результатам начального общего образования,
-
обеспечит необходимый/оптимальный уровень преемственности начального и среднего общего образования.
- для обучающихся – результаты развития УУД:
-
адекватная школьная мотивация;
-
мотивация достижения;
-
развитие основ гражданской идентичности;
-
формирование рефлексивной адекватной самооценки;
-
функционально-структурная сформированность учебной деятельности;
-
развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
-
формирование внутреннего плана действия;
-
развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.