Гимназия №6, г.Лангепас, ХМАО-Югра

ул.Мира, 28, корпус Б
Директор / Приемная

+ 7(34669)2-66-66

director@gimnazy6.ru
Все контакты
Задать вопрорс

Версия для слабовидящих

Использование сетевых ресурсов в учебном процессе

06.08.2008

Использование сетевых ресурсов в учебном процессе

На сегодняшний день в мире существует более 140 миллионов компьютеров и более 85 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же оперативный обмен информацией между компьютерами внутри учреждения, совместное использование обобщенных баз данных, электронный документооборот.
     Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе компьютерная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение учебных и других информационных процессов не дают нам право игнорировать и не применять их в учебном процессе на практике.
     По состоянию на 31.03.2008г. в двух зданиях (старшая и начальная школа) МОУ "Гимназия №6" г. Лангепаса насчитывается 130 компьютеров. Общее количество учебных кабинетов – 44, в т.ч. 3 кабинета информатики (36 компьютеров), 1 кабинет информационных технологий (12 компьютеров), 1 шахматный компьютерный класс (6 компьютеров). По состоянию на 1 февраля 2008г. 100% рабочих мест учителей гимназии оснащены компьютерами. На средства грантов Президента РФ (грант победителя Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих, инновационные образовательные программы) и гранта Губернатора ХМАО-Югры (грант «Партнерство для развития»), которыми гимназия была удостоена в 2006-2007гг., было приобретено 17 ноутбуков. Это позволило сделать учителей гимназии более мобильными в плане подготовки, организации и проведения учебных занятий, образовательных событий.
     Из 130 компьютеров, 100 компьютеров гимназии подключены к локальной сети  посредством проводной и беспроводной технологии. На каждом из трех этажей здания старшей школы, в разных его частях размещено 6 точек доступа, обеспечивающих уверенный прием сигнала в каждом учебном кабинете. Каждый из 17 ноутбуков находящихся в пользовании учителей  подключен к школьной сети посредством WiFi и, как и все остальные, имеет доступ в Интернет. Учитель может свободно перемещаться внутри здания, всегда оставаясь внутри информационного пространства.
     Ниже пойдет речь о том, как в гимназии используются сетевые и Интернет – ресурсы. Об использовании Интернет вкратце можно сказать лишь то, что использование ресурсов глобальной сети в учебном процессе вошло в повседневную, обычную норму. Приведу некоторые примеры и цифры. В летний период 2007 года с сайта проекта «Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования» (http://school-collection.edu.ru) были скачаны все предоставленные для этих целей CD-диски, их более 40. Среднемесячный объем трафика (download) в течение учебного года составляет примерно 20Гб. Режим работы кабинета информационных технологий предоставляет 40 часов в неделю для доступа учителей и учащихся. В среднем, кабинет информационных технологий посещает во внеурочное время 15 учащихся в день.         
   С января 2008г. в гимназии ведется работа над обновленной версией сайта, которая (все еще, как историческая память!) доступна по адресу http://lang-gimn6.edusite.ru. Количество посещений ~1500 в месяц. Доступна и старая версия сайта: http://gimnazy6.ru. Сайты учителейЗа период январь-февраль 2008г. 5 учителей гимназии: Шамаль Г.Е., Савельева Т.Н., Миляева С.В., Шарыгина Н.И., Белоусова В.А. также разместили в Интернет свои собственные предметные сайты. Ссылки на них приведены на одной из страниц обновленной версии главного сайта. Все педагоги имеющие сайты  активно используют возможность дистанционного тестирования учащихся. Домашнее задание учителя выкладывают на сайты и знакомят учащихся с его характером и особенностями. Ученик дома выполняет это задание (более 85% учащихся гимназии имеют доступ в Интернет с домашних компьютеров). Результаты тестирования приходят на электронный почтовый ящик учителя.

On-line тестирование.

С 2006 года учителями информатики, истории, а в последнее время русского языка и литературы успешно используется высокоэффективная сетевая программная оболочка (автор - Никитенко П.Н.), позволяющая создавать и проводить тестирование по всем предметам школьной программы. Основные достоинства упомянутой тестовой оболочки:
* сетевая реализация- все страницы, файлы и программные элементы расположены на сервере в опубликованном каталоге, взаимодействие с клиентскими компьютерами происходит по протоколу http; благодаря этому тест можно проводить с любого компьютера, подключённого к гимназической сети, при этом не требуется устанавливать на клиентский компьютер никакого дополнительного программного обеспечения (необходим только Internet Explorer);
* общедоступность – базы данных с тестовыми материалами и результатами тестирования хранятся на сервере, поэтому каждый учитель имеет возможность в считанные секунды подготовить тест любой сложности (в т.ч. обобщающего характера, как по отдельным разделам предметам, так и по всему курсу в целом) с любого компьютера или ноутбука (напомним читателю, что локальная сеть гимназии объединяет свыше 100 компьютеров, из них 17 ноутбуков – по беспроводной технологии) и провести тестирование в любом кабинете, оборудованным несколькими рабочими местами;
* базы данных тестовых материалов закрыты для доступа учащимся и абсолютно открыты всем учителям. Пополнение «копилки» тестовых материалов (в т.ч. с иллюстрациями) своей предметной области стало делом не одного учителя (и тем более не учителя информатики), а каждого члена методобъединения;
* удобный, легкий и понятный интерфейс, в котором абсолютно не нужно разбираться и во что-либо вникать как ребенку, так и учителю
Система тестированияУчитель в том же классе (или с любого другого компьютера школьной сети) может в режиме реального времени наблюдать за ходом тестирования: кто дает верные ответы, а кто нет (на экране учитель видит зеленые либо красные ответы), кто из учащихся лукавит и делает повторные попытки, сколько таких попыток и т.п. – система каждые 5 секунд опрашивает рабочие места учащихся и предъявляет текущий срез учителю. Разумеется, результаты тестирования сохраняются, протоколируются и могут быть просмотрены или выведены на печать учителем в любое удобное для него время.
     Многие учителя после знакомства с данной системой тестирования признают ее простоту, надежность, открытость к коллективному творчеству, удобство использования (…с любого компьютера подготовил, в любом классе  провел тестирование,  не нужно ничего инсталлировать – все доступно через Web-интерфейс).Экран результатов










Система ведения учёта успеваемости и посещаемости
(сетевой электронный журнал)

Вид журналаС января 2008 г.  учителем русского языка и литературы  Шарыгиной Н.И. проходит успешную апробацию система ведения учёта успеваемости и посещаемости учеников – сетевой электронный классный журнал (автор программы - Никитенко П.Н.). Представляет собой аналог классного журнала в электронном виде, с функциями автоматизированного формирования итоговых отчётов, расчёта среднего балла по ученикам и классам, процентов качества и успеваемости, количества пропусков и т. д. Использование этой системы опирается на возможности локальной сети.                   Вид начальной страницы журнала
    Система реализована по технологии клиент-сервер и состоит из базы данных (БД) и двух программных оболочек, взаимодействующих с БД (собственно электронный журнал – файл *.exe, программа формирующая файл-отчет *.xls).
    БД (файл *.mdb) расположена на сервере сети и хранит в структурированном виде данные: фамилии учителей, списки классов, оценки учеников, пропуски, дополнительную информацию – домашние задания, темы уроков, комментарии к уроку и пр. Взаимодействие программных оболочек и БД осуществляется посредством механизма ODBC.
    Электронный журнал используется учителем на уроке и предоставляет ему удобный интерфейс, схожий с видом обычного классного журнала. Учитель может составлять и модифицировать списки классов, выставлять текущие и итоговые оценки, пропуски, записывать дополнительную текстовую информацию, определять статистические параметры. Все изменения немедленно сохраняются в БД. Имеется возможность импорта журнала в файл Excel, с последующим выводом на печать.
Экран с оценкамиОткрытая страница электронного журнала

Экран отчетовПрограмма-отчёт предназначена в основном для администрации и позволяет автоматически формировать несколько видов отчётов по текущей и итоговой успеваемости и посещаемости учеников по классам и учителям. Результаты представляются в табличном и графическом виде на рабочих листах Excel.  Основные достоинства:
  • централизованное размещение информации и, как следствие, быстрый и полный доступ к ней всех заинтересованных участников учебного процесса;
  • возможность автоматизированного формирования отчётов и расчёта статистических параметров учебного процесса
  • удобство ведения учителем текущей учебной документации (оценки, пропуски и т. д.);
После апробации системы, она будет с сентября 2008 года распространена внутри методобъединений, а затем и во всей школе.
Потоковое видео

Воспроизведение потокового видеоГимназией накоплен большой объем видеоархивов. Только отснятая его часть в цифровом формате занимает около 400Гб. Естественно, каждый учитель имеет в своем кабинете DVD-видео диски, видеокассеты. Отказываться от них в ближайшее время никто не собирается хотя, к примеру, видеокассеты, хранящие ранее накопленные  видеоматериалы из истории школьных событий, учебные фильмы, занимают на полках библиотеки и шкафах школьных кабинетов значительное пространство. Современные технологии передачи видеоизображений в сетях позволяют организовать в образовательном учреждении принципиально новый способ организации доступа к имеющемуся видеоархиву – через Web-интерфейс. У каждой школы наверняка есть сайт во внутренней сети (интранет). Объемы предъявляемой информации на таком сайте никто не ограничивает, скорость передачи высокая. Имеются все условия для организации вещания потокового видео. Естественно, в гимназии мы используем эти условия. На сервере, где размещен школьный сайт (либо на отдельно выделенном для этих целей компьютере), устанавливается дополнительно серверная часть потокового видео, а на клиентских – плеер потокового видео. На сайте интрасети делаем удобную для пользователей страничку (со временем она разрастется в целый раздел со своей иерархией) со списком имеющихся в школьной коллекции фильмов. Все готово. Учителя и учащиеся получили  быстрый и удобный доступ к школьному видео. Во многих кабинетах есть проекторы и не составляет большого труда демонстрировать необходимые на уроках (других образовательных событиях) видеоматериалы на большом экране. При этом отпадает необходимость не только в телевизоре, видеомагнитофоне со шкафом кассет и дисков, но и DVD-плеерах, которые не так уж и давно появились в школах. На собственном опыте проверено, что даже беспроводная сеть, имеющая более низкие  скоростные характеристики не препятствует нормальному приему видео. Достаточно и 4 Мбит/с. Так что все учителя с ноутбуками (напомним, их в гимназии 17) успешно используют потоковое видео в своей практике.

Система электронных энциклопедий «Рубрикон»
 
В начале этого раздела следует оговориться, что «Рубрикон» бесплатно (в виде локальногй информационной системы с доступом через web) предоставлен большинству школ ХМАО, а вот полнота и эффективность его использования могут отличаться. Для гимназии вопрос об эффективности применения данной системы не стоит. Несмотря на наличие свободного доступа к Интернет, учащиеся знают, что над каким бы материалом они не работали, какую бы учебную задачу не ставил учитель, когда возникает необходимость получения доступа к информации, нужно поискать ее сначала в Рубриконе. Ресурсы Рубрикона + Интернет дают учителю и учащимся  богатейший набор объектов, позволяющих быстро и удобно готовить учебные материалы к урокам, различные статьи, доклады,  рефераты, тематические выставки и многое, многое другое. Напомним, РУБРИКОН— информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал», в рамках которого пользователь получает одновременно удобный инструмент поиска лучших ресурсов сети Интернет и доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Это «Большая советская энциклопедия» (БСЭ). Представлены несколько энциклопедических изданий: «Иллюстрированный энциклопедический словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1906), «Малая медицинская энциклопедия», «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (1863-1866), «Рок-энциклопедия» Сергея Кастальского (1998), Энциклопедический словарь «История Отечества», Энциклопедический словарь «Всемирная история», Всемирный биографический энциклопедический словарь, Популярная художественная энциклопедия, Энциклопедия «Москва» и др. В состав Рубрикона кроме энциклопедий, входит каталог ссылок на страницы Интернета и статьи из журнальной периодики, включены ряд дополнительных информационных сервисов. Главными отличиями Рубрикона от аналогов являются крупнейший в мире массив энциклопедических данных и одновременный поиск по всем имеющимся информационным ресурсам, унифицированный для всех его составляющих.

Работа с  образами дисков при проведении учебных занятий.

Коллекция школьной медиатеки насчитывает свыше 600 CD/DVD- дисков  по всем предметным областям. Образы еще 130 наиболее востребованных педагогами и учащимися дисков размещены на сервере в кабинете информационных технологий. Занятия в данном кабинете организуются по предварительной записи и поступления заявок от учителей-предметников. Чтобы приступить к работе с тем или иным диском необходимым учителю,  лаборант кабинета с помощью одной из бесплатных, свободно распространяемых  программ монтажа и работы с виртуальными дисками (например, Alcohol 52%), установленной  на всех клиентских компьютерах монтирует образ – учитель может проводить занятие. Во время перемены между уроками лаборант проветривает кабинет и монтирует образы для проведения следующего учебного занятия. Технология довольно проста и особенно эффективна в тех случаях, когда отдельные программы требуют обязательного наличия диска в приводе. Использование цифровых образовательных ресурсов нового поколения В рамках проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения (СБППО) для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», в конце февраля 2008г. гимназией  был получен СБППО «Первая помощь 1.0».
Цифровый модулиВ состав пакета входит DVD-диск №56 содержащий цифровые образовательные ресурсы нового поколения - открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). После получения указанного пакета был проведен практико-ориентированный семинар, на котором педагоги гимназии были ознакомлены с составом пакета, перечнем программного обеспечения и, в частности, с содержимым диска №56.Поскольку педагоги уже имеют опыт работы с образами дисков, отлажен механизм проведения уроков в кабинете информационных технологий, то уже с 1 марта 2008г. контент диска пополнил коллекцию имеющихся ЦОР и используется при проведении учебных занятий в кабинете информационных технологий. При установке на рабочем месте, система устанавливает специальный плеер для «проигрывания» образовательных модулей и компоненты (flashplayer, Javaи т.п.), которые могут понадобиться для воспроизведения некоторых из них Из материалов диска: «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС):
  • представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения.
  • открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов.
  • обеспечивают практическое решение задач индивидуализации обучения благодаря архитектурным решениям, предусматривающим включение в систему вариативных (по содержанию, методикам, технологиям исполнения) электронных учебных материалов.
  • является электронным образовательным ресурсом с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений /изменений и автономности составляющих. ОМС  по каждому учебному предмету состоит из автономных электронных учебных модулей (ЭУМ). Каждому тематическому элементу предмета соответствует три типа ЭУМ:
    • И-тип – модуль получения информации,
    • П-тип – модуль практических занятий,
    • К-тип – модуль контроля усвоения, при этом модулей каждого типа может быть несколько.
Подобные модули называются вариативами. При изучении определенного тематического элемента пользователь (преподаватель или учащийся) выбирает модули, исходя из собственных дидактических соображений. Совокупность тематических элементов составляет учебную программу по предмету, соответственно, совокупность учебных блоков (триад И, П, К-модулей), выстроенная в определенной последовательности, представляет собой учебный курс.На диске представлены образцы электронных учебных модулей для общего ознакомления и опытной эксплуатации в образовательных учреждениях. Полный комплект ЭОР по предметам размещен в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов и доступен по Интернету для свободного использования в системе российского образования по адресам:   http://fcior.edu.ru;    http://eor.edu.ru.         В настоящее время в Гимназии уже ведется работа по скачиванию из Интернет электронных учебных модулей. Следующим этапом развития школьных сетевых ресурсов и возможностей должно стать совершенствовании качества предоставления информационных и образовательных ресурсов, их видов объемов в соответствие с меняющими запросами времени и потребностями участников образовательного процесса.

При создании статьи были использованы:
1.      Материалы сайтов: http://edusite.ru, http://fcior.edu.ru, http://shkola.edu.ru,
http://school-collection.edu.ru
2.      Материалы дистрибутива РУБРИКОН. © RussPortalCompanyLtd
3.      Выдержки из help-файлов программ автора П.Н.Никитенко

Возврат к списку