Гимназия №6, г.Лангепас, ХМАО-Югра

ул.Мира, 28, корпус Б
Директор / Приемная

+ 7(34669)2-66-66

director@gimnazy6.ru
Все контакты
Задать вопрорс

Версия для слабовидящих

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ

31.08.2008

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ

Цель: Индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, воспитывать интерес к обучению.
Цель предусматривает решение следующих задач:
• активизировать познавательную деятельность ученика
• способствовать развитию внимания ,памяти, логического мышления и рефлексии младших школьников.
• формирование элементов коммуникативно-речевой компетентности.
Средства достижения:
• компьютерные обучающие игры при обучении русскому языку, математике -программа («Радуга»)
• применение проверочных тестов для закрепления пройденного материала
• проведение творческих работ, стимулирующих интерес и активность детей
• применение наглядных пособий и электронных развивающих игр, медиацентра на уроках
• включение игровых и конкурсных элементов в ходе занятия
• отслеживание результатов учебной деятельности уч-ся
• применение ИКТ как источник информации
• применение развивающих методов и приемов

1. Использование ИКТ позволило мне решить две проблемы- использование набора комплекта дидактических игр, охватывающих все основные темы учебной программы по русскому языку(обучения грамоте 1класс) и математике с 1 по 4 класс.

2. В более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение  словарного запаса, формирование грамматического строя речи, связной речи ,восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков учащихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для меня  в частности.
Передо мной встала проблема: как оценить именно труд ребенка, а не процесс обучения? Как сделать так, чтобы ученик почувствовал свой рост, а родители ощущали продвижение в обучении или развитии ребенка. В своей работе использую тестирование как одно из наиболее точных методов педагогических измерений. Основной функцией  тестирования является функция контроля .Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему:

• все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать достижения 
• исключается субъективность учителя
• результаты тестирования поддаются статистической обработке.

Использование компьютерных дисков позволяет получить объективную и достоверную информацию о реальном достижении детей.
Работа с программой требует минимальной подготовки, доступна и удобна для всех. В отличии от оценки электронное пособие определяет уровень развития ребенка по каждому навыку. Динамика развития класса и индивидуально каждого ребенка, как в целом по к/работе, так и по отдельным навыкам позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс. Для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования ИКТ в учебном процессе. Приведу примеры использования возможностей ИКТ на различных уроках в начальной школе. Систематическая работа проводится  по русскому языку, где предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Для проведения контроля   используются тетради на печатной основе Н.Ф.Виноградовой «Орфографическая тетрадь».Данный комплект представляет большие возможности для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы. В комплекте представлены задания разных уровней сложности, которые способствуют осознанному усвоению знаний. Мной разработаны  мультимедийные презентации, которые с успехом  использую  на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения. Для повышения эффективности работы со словарными словами,  разработала демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова, словоформы, картинки, а также познавательные сведения, подборка элементов фольклора и устного народного творчества. После знакомства с новым словарным словом лист вывешиваю на стенде. Данная работа позволяет расширить словарный запас ребёнка, кругозор, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию.
.Полученные задания позволяют мне систематизировать их в персональные папки уча6ихся. Как дополнение, по чтению- я предпочла целесообразным внести таблицу по совершенствованию навыка чтения, что позволяет видеть рост каждого ребенка .Для дополнительного чтения разработала индивидуальные карточки, используя дополнительную литературу, что значительно увеличило мотивацию. У детей появился читательский интерес, выросли показатели техники чтения. Деятельность оценивается не по результату, а по продвижению вперед. С целью достаточного качества обученности использую информационные технологии. После проведения срезовых работ провожу индивидуальную работу с детьми индивидуальную работу с детьми по программе «Фраза», «Семейный наставник» .
Развитию речи и формированию грамотного письма, т.е. языковой и речевой компетентности в современном образовании способствует метод проектов. В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания. Результатом данной работы является участие детей в проектах «Близкие мне люди- защитники Отечества», «Милой мамочки портрет», «Дорогие мои старики», «Моя семья», «Я- гражданин России» и другие. Проведены образовательные события с участием родителей класса. Дети пишут стихи, сказки, сочинения. Работы публикуются в периодических изданиях. Использование ИКТ позволяет сделать вывод о том, что проводимая работа способствует созданию условий для воспитания младшего школьника как субъекта социокультурного развития.
В системе провожу эвристическое развитие учащихся, их креативных способностей: воображения, инициативности, умения видеть знакомое в незнакомом, понимать явление с различных точек зрения. Для этого на учебных занятиях по литературному чтению, русскому языку, математике, риторике использовался метод вживания в образ, который способствует развитию способности мыслить и понимать явления с различных точек зрения, включает не только разум, но и чувства. Учащимся предлагались следующие задания:

- сформулировать и записать вопросы, которые возникнут при прослушивании текста
- сочинить сказку, стихотворение с таким концом (или началом)
- создать свой образ
- вживание в образ(представь, что ты снеговик и т.д., расскажи, что ты чувствуешь)
- описать танец снежинок, листопад
- дать свое определение
- составить памятку, алгоритм по решению задачи, уравнения, выражения
- составить обратную задачу; задачу, в условии которой недостаточное количество данных, избыточное количество данных не имеющих решения и т.д.
- на учебных занятиях  и при подготовке к эвристическим олимпиадам применяла метод смыслового видения, который направлен на изучение внутренней сущности объекта (Что происходит внутри? (Почему он такой?), метод образного видения(нарисовать образы, похожие на данный), метод придумывания реализовывался при помощи таких приемов: замещение качеств одного предмета качествами другого с целью создания нового объекта, изменение свойств объекта, метод  «если бы…»(что произойдет, если исчезнут бабочки, что произойдет, если…).Эффективность данной работы подтверждается успешным участием детей во всероссийских олимпиадах.
-  Интеллектуальный марафон по математике «В царстве математики»
 Чернов Кирилл, Рейсих  Ольга –победители Российского конкурса «Познание и творчество»
-  интеллектуальный марафон по русскому языку (Акмалова Анжелика, Иваненко Анна, Боярко Алена –Лауреаты Российского конкурса «Познание и творчество» (« Я знаю русский язык (1-2 класс, 1 тур) январь 2008г
-всероссийская олимпиада по экологии-Чернов Кирилл, Рейсих Ольга(победители 1 тура)
- «Русский медвежонок-2007г» -15уч-ся (из 24), Рейсих Ольга-1место в г. Лангепасе (2045 участников ) и 2место в ХМАО (127 участников); Акмалова   Анжелика-6 место в школе, 30 место в ХМАО
- «Кенгуру-математика для всех»-20 участников

Во внеурочное время использую электронную энциклопедии Мефодия и Кирилла. Провожу дополнительное занятие  «Математика и конструирование» в кабинете информатики, которое помогает сформировать у учащихся элементы конструкторских и графических умений, развивать воображение и логическое мышление. Посещаем школьную и городские библиотеки, где дети учатся работать со словарями, периодической печатью.. .
 Большим успехом пользуются в классе внеклассные мероприятия, имею¬щие игровой, соревновательный характер: это различные викторины, конкурсы, турниры, интеллектуальные игры, соревнования по шахматам, спортивные игры.
Данная работа дает возможность реализовывать индивидуальные творческие мысли,учит работать в команде.
Наша школьная информационная газета «Веселая перемена», выпущенная детьми пользуется повышенным интересом как у детей, так и у родителей.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Возврат к списку