Из опыта развития дистанционных образовательных технологий в школе
08.05.2012
Возврат к списку
Из опыта развития дистанционных образовательных технологий в школе
Системообразующими технологиями, используемыми в Гимназии №6 города Лангепаса, являются информационно-коммуникационные технологии в тесной интеграции с педагогическими.
На протяжении последних 4-х лет, в рамках реализации локального проекта «Школа высокой информационной культуры», в контексте Приоритетного национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» в гимназии ведется работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды, созданию современных и комфортных условий, как для учащихся, так и для учителей. Технические возможности оборудования, потенциал локальной сети и Интернет позволили освоить и внедрить целый ряд технологий, которые существенно повысили эффективность использования всего многообразия цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Но время на месте не стоит.
С развитием информационных технологий и телекоммуникаций традиционные бумажные носители информации с каждым годом все больше дополняются ЦОРами, аудио-видеоматериалами, телепрограммами, что служит основанием для поиска технологий, позволяющих удаленно управлять этим контентом, предъявлять его в нужной последовательности обучающимся и иметь обратную связь, т.е. для развития дистанционных образовательных технологий.
Учителя гимназии, как и многих других школ, стали ощущать объективную потребность в сочетании традиционных и дистанционных технологий обучения. Один из главных вопросов дидактики «Как учить?» по-прежнему актуален.
В школах по-разному отвечают на него, ищут свои пути - начиная от взаимодействия с обучающимися по электронной почте и заканчивая использованием Интернет-проектов, предоставляющих широкие возможности для самообразования и дистанционного обучения (наиболее известные среди них «Открытый колледж», Центр дистанционного образования «Эйдос», Интернет-школа «Просвещение» и другие).
Какой же путь развития выбрали мы? В качестве отправных «точек роста» мы опирались на следующие обстоятельства:
Первое направление развития дистанционных технологий – это использование Веб 2.0 в преподавании учебных предметов. Первоначальный этап становления дистанционного взаимодействия учителя и обучающихся гимназии (2007-2010гг.) основывался на использовании сайтов учителей. На этом этапе педагогами гимназии было создано 22 сайта - в основном в среде "Конструктор школьных сайтов" компании Е-Паблиш, предоставляемого школам по заказу Национального Фонда Подготовки Кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования». Уже в 2010 году становится понятно, что в таком виде сайт учителя с его статичным контентом и минимальным набором интерактива (тесты, форум) не в полной мере удовлетворяет потребностям как учителя, так и обучающихся. Вместе с этим, в сети Интернет бурно развиваются блоги, сервисы, позволяющие на бесплатной основе публиковать видео, создавать кроссворды, красочные слайдшоу, презентации, анкеты, опросы. Эти сервисы в сочетании с технологиями Веб 2.0, где сайт учителя представляет собой не сборник учебного содержания, а площадку, где ученик имеет возможность проявлять собственную активность (публикация фото, видео, статей, их совместное редактирование и обсуждение) - становится более привлекательным для педагогов с точки зрения дидактических возможностей.
Первыми, кто в гимназии оценил и с 2010 года начал успешно использовать образовательные возможности технологий Веб 2.0 для дистанционного взаимодействия стали учителя английского языка. Объясняется это как спецификой самого предмета, так и тем, что большинство сервисов, о которых говорилось выше - англоязычные и учителям английского языка было проще понять и освоить их.
Уже в 2011 году учителями английского языка Гимназии №6 организованы и проведены две стажировочные площадки для педагогов города Лангепаса по использованию технологий Веб 2.0 в преподавании английского языка, а с началом 2012 года, в рамках системы внутришкольной методической поддержки, на постоянной основе проводятся практические семинары для учителей-предметников гимназии.
Другим важным направлением развития дистанционных технологий мы считаем освоение и использование систем управления учебным процессом – LMS. Уже 1 сентября 2011 года на серверах гимназии были развернуты и введены в эксплуатации свободно распространяемая LMS Moodle и Mirapolis Knowledge Center - платформа дистанционного обучения и тестирования, приобретенная за счет средств выделенных на реализацию мероприятий в рамках стажировочной площадки. Обе системы обеспечивают поддержку всех современных стандартов электронного контента SCORM 1.2, SCORM 1.3 (2004), AICC, совместимость со всеми современными редакторами электронных курсов, а также развитые средства поддержки работы преподавателей и получения подробной статистики по обучению.
С вводом в эксплуатацию данных систем остро встал вопрос о наполнении их учебными курсами. Где их брать? Можно ли научить педагога создавать учебные курсы в LMS-системах? Будут ли эти курсы качественными? Насколько будут готовы к этому сами учителя в условиях того, что к основной повседневной профессиональной деятельности добавится необходимость изучения особенностей самих LMS, технологии создания, а затем уже и самих учебных курсов в этих системах (имеющие опыт создания курсов в LMS знают, насколько это трудоемкий по времени процесс). Вероятно, на данном этапе учителя к этому не готовы.
Выход из положения мы видим в следующем. За годы информатизации образовательного процесса учителями-предметниками накоплен достаточно большой объем наглядно-иллюстративного материала к урокам в виде презентаций и документов Word. Как правило, это неплохой материал прошедший отбор самими учителями. В копилке каждого имеются качественные презентации и документы, которые методически грамотно продуманы, они анимированы, содержат аудио-видео контент, гиперссылки, а также элементы тестирования. Некоторые презентации не только органично дополняют объяснение учителя во время урока и вписываются в любой из его этапов, но вполне пригодны для самостоятельного использования учащимися и могут претендовать на небольшой самостоятельный учебный курс при условии наложения голосового сопровождения к слайдам или страницам.
Чтобы решить задачу быстрого и эффективного преобразования этого контента в учебные курсы, в 2011 году гимназия приобрела следующее программное обеспечение:
Третьим направлением развития дистанционных технологий мы считаем активное использование уже имеющихся в гимназии собственных сетевых сервисов. С 2008 года многое сделано, и сейчас мы не только используем сами, но готовы предложить всему педагогическому сообществу отдельные сервисы, которые давно уже вышли за рамки внутреннего применения и, при желании, могут использоваться всеми заинтересованными учителями как Лангепаса, так и других городов Югры.
Сервер тестирования. Дает возможность учителям-предметникам быстро и удобно организовывать и проводить тестирование с любого компьютера, подключённого к сети Интернет. Многие учителя Ханты-Мансийского автономного округа, побывавшие в гимназии в рамках мероприятий по обмену опытом, после ознакомления с данной системой в сравнении с другими, признают ее простоту, надежность, открытость к коллективному творчеству. Сегодня возможности сервера тестирования используются не только в гимназии, но и учителями школ №1, №3, №5 города Лангепаса, поселка Аган, Белоярского района, городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута, Мегиона и Излучинска (в системе зарегистрировано более 50 иногородних учителей. Совместными усилиями, достаточно хорошо наполнены банки контрольно-измерительных материалов по информатике, русскому языку, физике, истории и другим предметам.
Видеочат. Этот сервис предназначен для учителей и учащихся при организации дистанционных форм взаимодействия в режиме аудио-видео при индивидуальном консультировании, во время актированных дней, длительного отсутствия детей (выезды на соревнования, сборы, болезни и т.п.), в других случаях, когда в этом есть необходимость.
Еще одно направление развития, о котором нельзя не сказать – это система дистанционного взаимодействия в формате вебинаров. Интернет-web-семинары приобрели в последние два года большую популярность как удобная дистанционная форма получения знаний и обмена опытом.
LMS Mirapolis Knowledge Center, о которой говорилось выше, позволяет нам организовывать и проводить вебинары самостоятельно с кем угодно и когда угодно. На данном этапе мы практикуем использование этой системы для обмена опытом с коллегами из других городов.
В декабре 2011 года идею дистанционного обмена опытом учителей Гимназии №6 и педагогов школ города Ханты-Мансийска поддержали в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр развития образования» и Межшкольном Методическом центре окружной столицы. Был согласован график проведения шести вебинаров по представлению опыта интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий на январь-март 2012 года. 16 января, впервые в системе образования Лангепаса (а возможно и ХМАО-Югры), педагогами гимназии был организован и проведен вебинар для своих коллег из Ханты-Мансийска.
Гимназия №6 открыта для обмена опытом со всеми, мы готовы к диалогу в формате вебинаров с любой школой Югры. Отметим, что школам, которые захотят общаться с нами, не требуется никакого дополнительного оборудования кроме желания и наличия доступа в Интернет. Приглашаем к сотрудничеству!
На протяжении последних 4-х лет, в рамках реализации локального проекта «Школа высокой информационной культуры», в контексте Приоритетного национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» в гимназии ведется работа по развитию и совершенствованию информационно-образовательной среды, созданию современных и комфортных условий, как для учащихся, так и для учителей. Технические возможности оборудования, потенциал локальной сети и Интернет позволили освоить и внедрить целый ряд технологий, которые существенно повысили эффективность использования всего многообразия цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Но время на месте не стоит.
С развитием информационных технологий и телекоммуникаций традиционные бумажные носители информации с каждым годом все больше дополняются ЦОРами, аудио-видеоматериалами, телепрограммами, что служит основанием для поиска технологий, позволяющих удаленно управлять этим контентом, предъявлять его в нужной последовательности обучающимся и иметь обратную связь, т.е. для развития дистанционных образовательных технологий.
Учителя гимназии, как и многих других школ, стали ощущать объективную потребность в сочетании традиционных и дистанционных технологий обучения. Один из главных вопросов дидактики «Как учить?» по-прежнему актуален.
В школах по-разному отвечают на него, ищут свои пути - начиная от взаимодействия с обучающимися по электронной почте и заканчивая использованием Интернет-проектов, предоставляющих широкие возможности для самообразования и дистанционного обучения (наиболее известные среди них «Открытый колледж», Центр дистанционного образования «Эйдос», Интернет-школа «Просвещение» и другие).
Какой же путь развития выбрали мы? В качестве отправных «точек роста» мы опирались на следующие обстоятельства:
- в мировой образовательной практике разработаны и широко используются:
- системы управления учебным процессом/контентом - LMS (Learning Management Systems);
- международные стандарты электронного контента - SCORM (Sharable Content Object Reference Model), AICC которые поддерживаются практически всеми разработчиками LMS-систем;
- 100% рабочих мест учителей гимназии оснащены компьютером (50% из них, дополнительно - ноутбуками) с доступом в Интернет в т.ч. по беспроводной технологии;
- в гимназии освоены и уже не первый год используются сетевые образовательные технологии: потоковое видео, спутниковое телевидение в локальной сети, сетевой банк электронных образовательных ресурсов, образовательный видеочат, сетевая система тестирования, система электронных журналов, передача живого видео (Интернет-трансляции);
- наличие серверов, высокоскоростного Интернет-канала (помимо образовательного) и доменного имени обеспечивает собственный хостинг (включая видеохостинг);
- практически 100% учащихся гимназии имеют дома компьютер с широкополосным доступом в Интернет;
- достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности учителей гимназии, высокий уровень мотивации к освоению новых ИК-технологий.
Первое направление развития дистанционных технологий – это использование Веб 2.0 в преподавании учебных предметов. Первоначальный этап становления дистанционного взаимодействия учителя и обучающихся гимназии (2007-2010гг.) основывался на использовании сайтов учителей. На этом этапе педагогами гимназии было создано 22 сайта - в основном в среде "Конструктор школьных сайтов" компании Е-Паблиш, предоставляемого школам по заказу Национального Фонда Подготовки Кадров в рамках проекта «Информатизация системы образования». Уже в 2010 году становится понятно, что в таком виде сайт учителя с его статичным контентом и минимальным набором интерактива (тесты, форум) не в полной мере удовлетворяет потребностям как учителя, так и обучающихся. Вместе с этим, в сети Интернет бурно развиваются блоги, сервисы, позволяющие на бесплатной основе публиковать видео, создавать кроссворды, красочные слайдшоу, презентации, анкеты, опросы. Эти сервисы в сочетании с технологиями Веб 2.0, где сайт учителя представляет собой не сборник учебного содержания, а площадку, где ученик имеет возможность проявлять собственную активность (публикация фото, видео, статей, их совместное редактирование и обсуждение) - становится более привлекательным для педагогов с точки зрения дидактических возможностей.
Первыми, кто в гимназии оценил и с 2010 года начал успешно использовать образовательные возможности технологий Веб 2.0 для дистанционного взаимодействия стали учителя английского языка. Объясняется это как спецификой самого предмета, так и тем, что большинство сервисов, о которых говорилось выше - англоязычные и учителям английского языка было проще понять и освоить их.
Уже в 2011 году учителями английского языка Гимназии №6 организованы и проведены две стажировочные площадки для педагогов города Лангепаса по использованию технологий Веб 2.0 в преподавании английского языка, а с началом 2012 года, в рамках системы внутришкольной методической поддержки, на постоянной основе проводятся практические семинары для учителей-предметников гимназии.
Другим важным направлением развития дистанционных технологий мы считаем освоение и использование систем управления учебным процессом – LMS. Уже 1 сентября 2011 года на серверах гимназии были развернуты и введены в эксплуатации свободно распространяемая LMS Moodle и Mirapolis Knowledge Center - платформа дистанционного обучения и тестирования, приобретенная за счет средств выделенных на реализацию мероприятий в рамках стажировочной площадки. Обе системы обеспечивают поддержку всех современных стандартов электронного контента SCORM 1.2, SCORM 1.3 (2004), AICC, совместимость со всеми современными редакторами электронных курсов, а также развитые средства поддержки работы преподавателей и получения подробной статистики по обучению.
С вводом в эксплуатацию данных систем остро встал вопрос о наполнении их учебными курсами. Где их брать? Можно ли научить педагога создавать учебные курсы в LMS-системах? Будут ли эти курсы качественными? Насколько будут готовы к этому сами учителя в условиях того, что к основной повседневной профессиональной деятельности добавится необходимость изучения особенностей самих LMS, технологии создания, а затем уже и самих учебных курсов в этих системах (имеющие опыт создания курсов в LMS знают, насколько это трудоемкий по времени процесс). Вероятно, на данном этапе учителя к этому не готовы.
Выход из положения мы видим в следующем. За годы информатизации образовательного процесса учителями-предметниками накоплен достаточно большой объем наглядно-иллюстративного материала к урокам в виде презентаций и документов Word. Как правило, это неплохой материал прошедший отбор самими учителями. В копилке каждого имеются качественные презентации и документы, которые методически грамотно продуманы, они анимированы, содержат аудио-видео контент, гиперссылки, а также элементы тестирования. Некоторые презентации не только органично дополняют объяснение учителя во время урока и вписываются в любой из его этапов, но вполне пригодны для самостоятельного использования учащимися и могут претендовать на небольшой самостоятельный учебный курс при условии наложения голосового сопровождения к слайдам или страницам.
Чтобы решить задачу быстрого и эффективного преобразования этого контента в учебные курсы, в 2011 году гимназия приобрела следующее программное обеспечение:
- iSpring Suite (http://www.ispring.ru)
- PowerPointForceRU, WordForceRU, QuizForceRU (http://elearningsoft.ru)
- TechSmith Camtasia Studio (http://www.techsmith.com)
Третьим направлением развития дистанционных технологий мы считаем активное использование уже имеющихся в гимназии собственных сетевых сервисов. С 2008 года многое сделано, и сейчас мы не только используем сами, но готовы предложить всему педагогическому сообществу отдельные сервисы, которые давно уже вышли за рамки внутреннего применения и, при желании, могут использоваться всеми заинтересованными учителями как Лангепаса, так и других городов Югры.
Сервер тестирования. Дает возможность учителям-предметникам быстро и удобно организовывать и проводить тестирование с любого компьютера, подключённого к сети Интернет. Многие учителя Ханты-Мансийского автономного округа, побывавшие в гимназии в рамках мероприятий по обмену опытом, после ознакомления с данной системой в сравнении с другими, признают ее простоту, надежность, открытость к коллективному творчеству. Сегодня возможности сервера тестирования используются не только в гимназии, но и учителями школ №1, №3, №5 города Лангепаса, поселка Аган, Белоярского района, городов Нефтеюганска, Нижневартовска, Сургута, Мегиона и Излучинска (в системе зарегистрировано более 50 иногородних учителей. Совместными усилиями, достаточно хорошо наполнены банки контрольно-измерительных материалов по информатике, русскому языку, физике, истории и другим предметам.
Видеочат. Этот сервис предназначен для учителей и учащихся при организации дистанционных форм взаимодействия в режиме аудио-видео при индивидуальном консультировании, во время актированных дней, длительного отсутствия детей (выезды на соревнования, сборы, болезни и т.п.), в других случаях, когда в этом есть необходимость.
Еще одно направление развития, о котором нельзя не сказать – это система дистанционного взаимодействия в формате вебинаров. Интернет-web-семинары приобрели в последние два года большую популярность как удобная дистанционная форма получения знаний и обмена опытом.
LMS Mirapolis Knowledge Center, о которой говорилось выше, позволяет нам организовывать и проводить вебинары самостоятельно с кем угодно и когда угодно. На данном этапе мы практикуем использование этой системы для обмена опытом с коллегами из других городов.
В декабре 2011 года идею дистанционного обмена опытом учителей Гимназии №6 и педагогов школ города Ханты-Мансийска поддержали в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Центр развития образования» и Межшкольном Методическом центре окружной столицы. Был согласован график проведения шести вебинаров по представлению опыта интеграции информационно-коммуникационных и педагогических технологий на январь-март 2012 года. 16 января, впервые в системе образования Лангепаса (а возможно и ХМАО-Югры), педагогами гимназии был организован и проведен вебинар для своих коллег из Ханты-Мансийска.
Гимназия №6 открыта для обмена опытом со всеми, мы готовы к диалогу в формате вебинаров с любой школой Югры. Отметим, что школам, которые захотят общаться с нами, не требуется никакого дополнительного оборудования кроме желания и наличия доступа в Интернет. Приглашаем к сотрудничеству!
Презентация к докладу